Преемственность детского сада и школы
Современные концептуальные подходы к образовательному процессу в Республике Беларусь требуют переосмысления традиционной системы взаимодействия учреждения дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в образовании остается актуальной проблемой, являясь одним из ведущих дидактических принципов. Современные ученые-педагоги называют принцип преемственности наряду с принципами систематичности и последовательности одним из основных принципов организации педагогического процесса.
Преемственность между учреждением дошкольного образования и начальной школой должна оставаться двусторонним процессом, при котором дошкольное образование сохранит свою самоценность как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа сможет развить выявленный в учреждении дошкольного образования потенциал учащегося.
В силу этого в науке разрабатываются вопросы полноценного проживания ребенком уникальной эпохи детства, в том числе, обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «детский сад – начальная школа». В проблеме преемственности можно выделить два аспекта: первый касается качественных изменений внутреннего и внешнего мира ребенка, обеспечивающих поступательность развития, второй – определяет единство ожиданий и требований детского сада и школы. Преемственность позволяет на дошкольном уровне образования сохранить самоценность дошкольного детства и сформировать фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного обучения в школе. С другой стороны, школа как преемник организует свою педагогическую практику, подхватывая достижения ребенка дошкольного возраста и развивая накопленный им потенциал.
Научные и практические исследования педагогов и психологов нацеливают на рассмотрение дошкольного и младшего школьного возрастов как единой эпохи детства и на очевидную необходимость объединения дошкольного и начального школьного периодов развития ребенка в разновариантную преемственную систему образования. По мнению А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат одной эпохе детства и больше похожи, чем отличаются друг от друга.
Т. А. Ерахтина, исследуя теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования, определяет преемственность как процесс, направленный на развитие и совершенствование какой-либо сферы человеческой деятельности (в частности образования), который представляет собой единство качественных и количественных изменений в системе. Эти изменения носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с ранее имеющимися признаками. Наиболее значимыми моментами осуществления преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой являются: преемственность в содержании образования, в воспитании, здоровьесбережении, психическом и личностном развитии.
Т. С. Онискевич отмечает, что на современном этапе реформирования образования в нашей стране, когда в дошкольную и школьную практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, особенно актуальным становится соблюдение преемственности в деятельности учреждения дошкольного образования и начальной школой. Перед педагогами встает проблема не только целей и содержания, но и методов и средств обучения, не только проблема усвоения знаний, интеллектуального развития детей, но и создания положительной мотивации к учению.
В образовательном процессе и учреждения дошкольного образования, и начальной школы могут быть использованы идентичные формы организации образовательного процесса, определяемые как способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
В условиях преемственности форм обучения детей могут быть использованы:
- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
- групповые– педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части; возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные– совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В учреждении дошкольного образования в качестве формы организации обучения с дошкольниками выступают занятия, экскурсии, дидактические игры/
Также следует отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может находить свое отражение в следующих формах работы с детьми:
- совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр;
- ситуации общения и накопления положительного социального опыта (реально-практического, условно-вербального, имитационно-игрового характера), которые носят проблемный характер и воссоздают жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие;
- творческая мастерская, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений (результатом работы является создание книжек-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции и т.д.);
- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), предполагающая восприятие музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение с педагогом на литературном и музыкальном материале;
- сенсорный и интеллектуальный тренинг, в виде системы заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи);
- детский досуг, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха (в соответствии с интересами и предпочтениями детей).
Все вышеперечисленные формы организации образовательного процесса детей могут быть реализованы в педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования и учителя начальных классов.
Условиями осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования в методах обучения ребенка старшего дошкольного возраста и младшего школьника - 6 летнего ребенка, как на ступени дошкольного, так и на I ступени общего среднего образования, выступают:
- единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного усвоения знаний и умений,
- развития умственных способностей детей,
- субъектной позиции ребенка в детских видах деятельности,
- творческой активности детей.
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин и др.). Именно эти методы учитывают наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников и младших школьников. Данные методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
На ступенях дошкольного и I ступени общего среднего образования возможно единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе:
- бесед,
- сюжетно-ролевых игр;
- просмотра кинофильмов;
- организации творческих дел;
- посильного участия в социальных проектах и акциях,
- праздников,
- экскурсий,
- игр-путешествий и т.д.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может прослеживаться в использовании педагогическими работниками образовательных моделей и технологий.
В системе дошкольного образования:
- технология процесса алгоритмизации предматематического развития (И.В. Житко);
- технология процесса воспитания гуманного отношения к природе (А.А. Петрикевич);
- технология процесса музыкального творчества развития ребенка (Л.С. Ходонович);
- технология процесса белорусскоязычного развития детей дошкольного возраста и обучения грамоте в учреждениях дошкольного образования с русским и белорусским языковыми режимами (Н.С.Старжинская);
- технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей (Л.Д.Глазырина);
- ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии;
- образовательная модель ”Первый шаг“.
Данные образовательные технологии могут быть использованы педагогическими работниками на учебных занятиях в школе.
Таким образом, преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования может осуществляться в формах организации образовательного процесса, методах обучения и воспитания, педагогических средствах и технологиях. Это предполагает создание новых методик, технологий, поиск новых средств обучения; выработку общих подходов к организации образовательного и воспитательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования и начальных классах, при которых обучение детей осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: развивающих игр, театрализации, художественно-продуктивной и музыкальной деятельности.
В свою очередь, образовательный процесс в начальной школе должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической деятельности. Руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с привлечением методов и приемов дошкольного образования. Учитель должен учитывать возрастные особенностей детей младшего школьного возраста, обеспечить их достаточной двигательной активности, общением в формах «неурочного» типа с опорой на диалоговое взаимодействие.
ПАМЯТКА по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования
№ |
|
1 |
Наличие и использование нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования |
2. |
Наличие документации в учреждениях дошкольного и общего среднего образования |
2.1. |
В учреждении дошкольного образования у руководителей: 1. Наличие в годовом плане мероприятий по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования 2. Протоколы и материалы педсоветов 3. Материалы инструктивно-методических совещаний, консультаций, семинаров, открытых занятий для педагогов 4. Протоколы и материалы родительских собраний, материалы по работе с законными представителями воспитанников 5. Наличие на сайте учреждения рекомендаций для законных представителей по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования |
2.2 |
В учреждении дошкольного образования у воспитателя: 1. Наличие плана образовательного процесса с воспитанниками (участие воспитанников в торжественной линейке, посвященной празднику первого звонка; экскурсии в школу; участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования и др.) 2. Наличие протоколов групповых родительских собраний |
2.3 |
В учреждении общего среднего образования у руководства: 1. Наличие мероприятий в годовом плане по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования 2. Протоколы МО учителей начальных классов с приглашением воспитателей учреждений дошкольного образования; материалы педагогических консилиумов, инструктивно-методических совещаний 3. Документы по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования
4. Наличие на сайте учреждения информации о функционировании групп по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования |
3. |
Создание условий для работы с детьми в учреждениях дошкольного и общего среднего образования |
3.1. |
Старшие группы учреждений дошкольного образования: 1. Обеспечение выполнения Санитарных норм и правил. 2. Обеспечение образовательного процесса средствами воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей детей согласно перечню оборудования 3. Наличие учебно-программной документации образовательной программы дошкольного и общего среднего образования, учебного плана группы или расписания специально организованной деятельности 4. Оснащение образовательного процесса учебно-методическими комплексами и учебно-наглядными пособиями |
3.2. |
1 классы 1. Выполнение СанНиП 2. Наличие учебной программы дошкольного образования, учебных программ для учреждений общего среднего образования (I-IV классы). 3. Обеспеченность 1 классов современными средствами обучения: демонстрационные таблицы «Введение в школьную жизнь»; лента цифр и лента букв; касса разрезных цифр и касса разрезных букв; наборное полотно; таблицы по обучению грамоте и письму; портреты писателей; картины и сюжетные картинки по развитию речи; демонстрационный и раздаточный счётный материал; серия таблиц по учебному предмету «Человек и мир», по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»; гербарии; муляжи и др. |
4. |
Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся |
4.1. |
Наличие документации по осуществлению углубленных медицинских осмотров и анализу заболеваемости воспитанников |
4.2. |
Наличие документации у педагога-психолога учреждения дошкольного образования: 1. Отражение работы с воспитанниками старших групп и их законными представителями в плане работы психолога 2. Наличие индивидуальных психодиагностических материалов 3. Наличие журнала учета индивидуальных консультаций |
4.3 |
Наличие документации у педагога-психолога учреждения общего среднего образования: 1. Отражение работы с учащимися 1 классов и их законными представителями в плане работы педагога-психолога 2. Наличие графика работы педагога-психолога 3. Наличие журнала учета индивидуальных консультаций |
4.4. |
Сопровождение процесса адаптации первоклассников педагогом-психологом: наличие анкет и опросников для учителей и законных представителей учащихся; наличие индивидуальных психодиагностических материалов; наличие сводных таблиц по итогам анкетирования и диагностик; участие педагога-психолога в психолого-педагогических консилиумах, родительских собраниях |