ym(86490552, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });

Гражданско-патриотическое воспитание

Рекомендации для родителей  «Как знакомить ребенка с родным краем»

Рекомендации для родителей  «Как знакомить ребенка с родным краем»

 

Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.

Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания, людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках, достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.

Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии, на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует (ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по работе рассказать о своей профессии ребёнку.

Игры со строительным материалом, конструктором. Предложите ребёнку построить дом, улицу, на котором он живёт, детскую площадку. Поиграйте в «новоселье», помогите разместить игрушки, чтобы им было комфортно. Подумайте и постройте  город будущего, чтобы он был красив и удобен.

Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.

Коллекции. Коллекционирование расширяет, уточняет знания. Коллекционировать можно марки, значки, открытки, календари о природе, городах, достопримечательностях родного края. Для ребёнка очень важно поделиться впечатлениями, информацией, пусть он приносит свою коллекцию в детский сад и расскажет о ней другим детям.

Домашняя библиотека. Хорошо, если дома у ребёнка есть своя полка с любимыми книгами, где представлены разнообразные сказки народов нашей страны, книги о людях разных профессий, о природе. Безусловно, интересны и полезны книги классиков русской детской литературы, стихи, рассказы современных писателей. Читая детям книги, родители объясняют отдельные моменты, отвечают на вопросы, просят пересказать услышанное, заучивают полюбившиеся строчки стихотворений. Такое совместное обсуждение содержания книг полезно и для формирования у ребёнка правильных представлений об окружающей действительности, и для воспитания нравственных чувств и отношений.

Посещение музеев, выставок и др. Обогащайте ребёнка впечатлениями, но очень важно не утомить ребёнка, не перенасытить его информацией, не вызвать угасание интереса. Быть в музее нужно столько, сколько это интересно ребёнку. Лучше посещать музеи в несколько этапов, в зависимости от возраста и интереса ребёнка.

История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них зависит будущее Родины

Увлекательные путешествия. Можно совершать путешествия, имея под рукой глобус, карту или альбомы. Путешествовать можно всей семьёй. Рассматривая иллюстрации, рассказывая интересные факты, родители обогащают знания и представления детей о родном крае.

Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её. Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.

Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках, спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию. Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором, музыкой, сказками  народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу. Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.

С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, отношения людей, общественные события.

Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живёт.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми), побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-самоделке, ролевой игре.

Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка. Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано поколениями людей.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком не только своих родителей, но и своей Родины.

свернуть

Як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна

 

 
 

 

 

Гучыць урачыста, як водгукі славы,

Гімн нашай вячыстай цудоўнай Дзяржавы...

Гімн свету сцвярджае, што любім мы працу,

А шлях наш лунае да радасці, шчасця.

Пад гукамі Гімна я моўчкі клянуся

Сапраўдным быць сынам маёй Беларусі!

Міхасъ Пазнякоў

Добры дзень, паважаныя бацькі. Сёння хочацца павясці з вамі  размову пра тое, як вучыць дзяцей паводзіць сябе пры гучанні Дзяржаўнага гімна. Але давайце спачатку пазнаёмімся з гісторыяй гімна.

Дзяржаўны гімн — гэта самы хвалюючы кожнае сэрца сімвал краіны, узвышаная песня пра народ. Мелодыя простая, добра запамінаецца.

Яшчэ ў старажытныя часы людзі, ахопленыя агульным пачуццём радасці, — падчас вялікіх святаў, перамог над ворагам ці пры пазбаўленні ад якой-небудзь павальнай хваробы, засухі, паводкі і пажараў, заканчэння сонечнага зацьмення — спявалі агульную песню ці, можа быць, малітву.

Гэтую ж песню яны спявалі, калі выпраўляліся ў паход на ворага, і песня яднала іх агульнай надзеяй і верай у сілы народа.

Прататыпам сучаснага гімна быў гімн Беларускай ССР.

Паэт Уладзімір Іванавіч Карызна (1938), лірык і песеннік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі, атрымаў перамогу ў конкурсе: ягонаму тэксту гімна, у якім выкарыставаны фрагменты ранейшага тэксту гімна, напісанага Міхасём Мікалаевічам Клімковічам (1899—1954), журы аддало перавагу.

Словы гімна павінен ведаць кожны змалку.

У Палажэнні аб Дзяржаўным гімне Рэспублікі Беларусь гаворыцца, што гімн з’яўляецца сімвалам дзяржаўнага суверэнітэту і выконваецца ў аркестравым, харавым, аркестрава-харавым ці ў іншым вакальным ці інструментальным варыянце.

Дзяржаўны гімн выконваецца ў адпаведнасці з зацверджаным тэкстам і музыкальнай рэдакцыяй (нотамі) пры ўступленні Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь на пасаду — пасля прынясення ім прысягі, пры адкрыцці і закрыцці сесій палат Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, пры сустрэчах і праводзінах афіцыйных дэлегацый замежных краін, пры ўшанаванні нашых спартсменаў-пераможцаў, у тым ліку і за мяжой, пры правядзенні воінскіх рытуалаў, а таксама з нагоды разнастайных урачыстасцей, прысвечаных дзяржаўным святам.

I калі гучыць галоўная песня краіны, слухаць яе трэба стоячы, прычым мужчыны абавязаны зняць галаўны ўбор. У вакальна-харавым варыянце выконвання неабходна праслухаць гімн ад пачатку да канца: усе тры куплеты. У аркестровым выкананні дапускаецца праслухванне толькі часткі гімна – адзін куплет і прыпеў. Пасля праслухвання не трэба пляскаць у далоні. Можна спакойна прысесці.

Няхай лунаюць над намі нашы слаўныя сцягі! Няхай асвятляе наш шлях Дзяржаўны герб краіны! Няхай гучаць заклікальныя словы і ўрачыстая музыка нашага велічнага гімна!

Мы, беларусы – мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Дружба народаў – сіла народаў –

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны – радасці сцяг!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

свернуть

Консультация для родителей "Растим будущего мужчину"

 

Хотите, чтобы в будущем вас окружали достойные, решительные, сильные, действительно мужественные мужчины? Позвольте своим маленьким сыновьям быть такими уже сейчас. Что нужно знать и учитывать в обучении, воспитании и развитии, если у вас в семье подрастает мальчишка? Зачастую мы, родите ли, растим «просто ребенка», до сих пор большинство книг по воспитанию посвящают детям без учета их пола. Между тем гендерные, то есть психические и поведенческие, различия между мужчинами и женщинами проявляются уже в самом раннем детстве. Проще говоря, мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Одни парадоксы Мужчины занимают в нашем обществе доминирующее положение. Они легче находят работу, получают более высокие зарплаты, их чаще выдвигают на руководящие должности. Да и с тем, что глава семьи — муж, согласятся многие из нас.

  А вот воспитание практически полностью отдано во власть женщинам. С пеленок и до получения аттестата мальчика окружают в основном представительницы слабого пола: мамы и бабушки, нянечки и воспитательницы, учительницы и часто даже женщины-тренеры. Много сейчас семей, состоящих из матери и сына. Даже в полных семьях мальчики часто обделены мужским вниманием: папы все силы отдают работе, и сыну достаются крохи отцовского времени. Так было не всегда. Еще в начале XX века наши прадедушки хорошо знали, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход, и воспитанием отрока начиная с 7–8 лет занимались в основном мужчины. В богатых семьях это были гувернеры. Вспомним немца Карла Иваныча, обучавшего Николеньку ге роя повести «Детство» Льва Толстого. В семьях попроще к недорослю приставляли дядьку. Отношения между мальчиком и его дядькой-воспитателем красочно описаны в книге Ивана Шмелева «Лето Господне». А крестьянский ребенок находил наставника среди многочисленной родни. С отцом, родными дядями, дедом, старшими братьями он приобщался к мужскому труду, осваивал ремесла. Самостоятельность поощрялась. Малыши, которых в наше время водят за ручку заботливые мамы и бабушки, всего сто лет назад уже становились подмастерьями или выполняли мужскую работу по дому. Во всех классах и сословиях мальчик видел в отце и окружающих его взрослых образец для подражания. А что теперь? Не мужское дело Мы, женщины, как сто и двести лет назад, готовим пищу, поддерживаем чистоту в доме, стираем и чиним одежду, занимаемся рукоделием, окружаем домашних заботой и уютом. Наши дочки смотрят на нас и учатся — перенимают опыт, навыки, умения. А вот «мужские» дела существенно изменились. Охота и рыбалка превратились в хобби. Не надо рубить дрова, ковать подковы. На поля вышли трактора. Купцы не отправляются в опасные путешествия за три моря. Даже дома дела сводятся к тому, чтобы повесить полочку, починить выключатель у лампы. Исконно мужские качества — смелость, решительность, выносливость, способность выполнять тяжелую работу — вроде бы и не востребованы. Сыновья практически не видят своих отцов на рабочем месте, где тем приходится брать на себя ответственность, решать важные вопросы, тяжело трудиться. Мальчики не знают, как ценят их папу, каким уважением он пользуется среди коллег. Вместо этого отец предстает перед детьми в «домашнем» варианте: выполняет мамины поручения, смотрит телевизор и на вопрос «Можно ли пойти гулять?» отвечает: «Давай спросим у мамы». Не правда ли, такому папе трудно стать образцом для сына? Трудности роста для девочки подготовка к взрослой жизни начинается и заканчивается в семье. Мальчику, для того чтобы он мог играть в обществе свойственную ему роль, важно почувствовать себя членом мужского братства — союза взрослых со своими правилами, ценностями, ограничениями, дающего ребенку представление об идеале мужского поведения. Там, где такой союз существует, например, в кадетских корпусах, спортивных секциях, возглавляемых опытным тренером, мальчики взрослеют раньше и уже в 12-14 лет стараются вести себя как муж чины. Если такого мужского братства нет, то мальчишки его придумывают. Клубы фут больных фанатов, рокеров — все это проявления потребности в мужском братстве. Нет позитивно направленных сообществ? Возникают объединения негативно направленные, например, скинхеды. Подростки 12–15 лет легко попадают под влияние старших мужчин, которые дают им ощущение принадлежности к миру взрослых. Как важно убедиться в том, чтобы оно было положительным! Что выросло? Увы, в нашем обществе нет четких представлений о том, что значит быть настоящим мужчиной. А нравственное формирование мальчика начинается именно с этого. Растить сыновей труднее, чем дочек. В их воспитании есть одно, но очень значительное противоречие. Те качества, которые мы хотим видеть в сыне, когда он маленький, сильно отличаются от того, что мы ждем от него взросло го. Хороший ребенок — послушный и ласковый. Девочка с такими качествами будет и дальше оставаться хорошей — ведь это классические черты женственности. А мальчику придется переучиваться. Удастся ли? Ведь основы воспитания очень прочны. Лучше уж с самого раннего возраста формировать в сыне качества настоящего мужчины.

УПОРСТВО, СИЛА ВОЛИ

Мальчик, который не умеет настоять на своем, никогда не станет целеустремленным и активным в достижении цели мужчиной. Лучшее время для воспитания такого качества — 3 года. Ребенок начинает изматывать нас упрямством, своеволием, стремлением сделать так, как он задумал. А мы... должны ему это позволить. Но не всегда — понимание того, что бывают вещи недоступные, тоже способствует развитию силы воли. И не сразу — ведь польза будет именно от ощущения борьбы и победы. Поэтому, сказав несколько раз «нет», потом все-таки согласитесь на его вариант действий, выслушав аргументы. Учтите, последнее слово должно оставаться за ребенком в 60% случаев.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

По разительно, но она воспитывается через чувство неполноценности по такой схеме: понимание того, что кто-то превосходит тебя в умениях, — зависть — стремление научиться — поддержка со стороны взрослых — уверенность. Причем ваша роль очень важна. Постоянный неоправданный восторг — и мальчик превратится в гордеца, всегдашнее недовольство, критика — и желание деятельности пропадет.

«Да, это трудно, но ты сможешь!», «У всех бывают неудачи, все равно можно добиться успеха!» — почаще говорите это своему сыну. Установки усваиваются на всю жизнь.

ХРАБРОСТЬ

В мире мужчин ценится умение себя защищать. Маленький мальчик должен драться — как ни ужасна эта мысль для мам и бабушек. Особенно если его действия были ответными и имели «оборонительный» характер. Иногда даже не стоит разбираться, почему случилась драка и кто виноват. Это часть мальчишеской жизни, она помогает взрослению.

ЗАБОТА, НАДЕЖНОСТЬ

Люди ведут себя так, как мы ожидаем. Это закон социальной психологии. Если мама убеждена, что ее сын будет заботливым отцом и мужем, он таким и станет. Это просто. Одна трудность: для такой уверенности маме следует позитивно относиться к противоположному полу в принципе, а не только к одному своему сыну. Положительный образ мужчины должен быть всегда — даже когда вы растите ребенка одна. Если ваши отношения с мужчинами полны трагедий, а то, что вы думаете о них, непечатно, воспитать у мальчика положительные качества будет сложно. Сработает эффект программирования. Так что лучшее, что вы можете сделать для своего сына, — быть по-женски счастливой.

ДОБРОТА, ЩЕДРОСТЬ

Мальчики не терпят принуждения. Убеждать сына в том, что он должен поделиться или помочь, бесполезно. Может, он и сделает так, как вы просите, но не из лучших побуждений. Чтобы добиться истинной доброты, используйте другую мужскую особенность. Представители сильного пола любого возраста очень любят, чтобы их хвалили. Похвала для мальчиков гораздо важнее, чем для девочек. Поэтому любое проявление добрых чувств должно быть замечено и одобрено. Поднял упавшую у девочки куклу — сразу скажите, что так делают настоящие мужчины. Это будет большим стимулом, чем поучения. «Уступи девочке совочек, помоги донести игрушки» — все это вызывает недоумение. «Папа, а что, все девочки больные?» — спросил маленький Саша на детской площадке. И отошел от девочек подальше.

ОТКРОВЕННОСТЬ

Это качество важно не только в личных отношениях. Привычка держать все в себе опасна для здоровья. Болезни сердца, риск внезапной смерти — вот что может подстерегать чело века, который всегда скрывает свои эмоции. Как можно реже говорите фразы типа «Мальчики не плачут» и приучайте сына к тому, что проблемы лучше обсуждать. Вряд ли вам удастся добиться полной откровенности здесь и сейчас, так что приготовьтесь приставать с подобными расспросами и к подростку, и даже к взрослому мужчине. Главное — вы снимете запрет на обсуждение мыслей и чувств, а это уже немало.

Желаем успехов!

свернуть

Консультация для родителей «Растим маленького патриота и гражданина»

 
    Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенность, оторванность людей от своих культурных традиций, европеизация с модой на все иностранное и с неприязнью к отечественному. Поэтому так важно знакомить детей с традициями нашего народа и прививать любовь и ответственное отношение к Родине, семье и соотечественникам. Важно воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.

       Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Патриот уважает свою Родину и умеет вести о ней адекватный разговор, не принижая при этом другие нации.

      Чтобы быть патриотом, совсем необязательно носить форму. Достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков.

      Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать. Вам в этом помогут советы ниже.

1. Рассказывайте ребенку о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка, поэтому могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма. Мнение родителей вскоре может превратиться в мнение ребенка, которое непросто будет изменить.

2. Рассказывайте о тяжелых временах и испытаниях, которые с достоинством пережили наши предки. Приводите в пример дедушек и бабушек, так или иначе участвовавших в Великой Отечественной войне, их фронтовые и трудовые заслуги. Расскажите, что из себя представляют понятия «любовь к Отечеству» и «долг перед Родиной», а также о том, как надо чтить героев – живых и павших смертью храбрых в бою. Именами таких выдающихся людей           названы города и улицы. В честь героев воздвигнуты памятники.

З. Знакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями своей страны. Чем чаще родители будут ходить всей семьей в музеи, на выставки, патриотические концерты, тем чаще их дети, повзрослев, будут посещать подобные места. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно.Устройте экскурсию по городу и покажите ребенку культурные достопримечательности и памятники, возьмите на себя роль гида и расскажите все, что прочитали о них накануне. Еще можете поделиться историческими фактами из разных городов страны, используя карту, глобус или фотографии. Прививайте интерес к истории Отечества и края.

4. Будьте оптимистами. Чем больше родители будут выказывать недовольство жизнью, тем в большей степени их дети будут склонны к подобным негативным эмоциям впоследствии.

5. Поощряйте активность ребенка, ведь именно с нее часто начинается активный патриотизм. Объясните, что для семьи и общества личные успехи вашего ребенка могут оказаться очень важными.

6. Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, мультфильмов о героях Отечества с обсуждением увиденного всей семьей могут существенно помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной. 

7. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Например, важно бережно относится к книгам не только из-за их обложки, но и содержания. Посетите всей семьей библиотеку и понаблюдайте, как хранят там книги.

8. Помогите ребенку построить мини-дом (на природе/на даче/у себя дома). Используйте для этого разные материалы (доски, ветки, картонные коробки, подушки, плед). Когда домик будет построен, поиграйте в новоселье, разместите в новом жилье игрушки, обсудите, удобный ли получился дом, прочный ли? Любовь к огромной стране и к родному краю начинается с любви к родному дому, это тот самый первый и самый важный кирпичик, который закладывает основание для воспитания патриотизма. Путешествуя, посещая другие города и страны, мы всегда жаждем оказаться дома - "там, где любят и ждут, где тепло и горит свет". Объясните ребенку, как важно, чтобы дом был именно тем местом, куда хочется возвращаться.

9. Учите уважительному отношению к хлебу. Поделитесь фактами из истории родной страны о голодных временах, когда хлеб был на вес золота для многих людей. Расскажите, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить пшеницу и создать из неё хлеб. Объясните, что хлеб нельзя выбрасывать, но можно покрошить его птицам. Покормите птиц вместе с ребенком во дворе или парке, зимой смастерите кормушку и понаблюдайте за пернатыми, которые будут прилетать и лакомиться хлебными крошками. Также остатки хлеба можно высушить, приготовить сухарики.

10. Пусть ребёнок узнает о вашей профессии, о том, какие профессии бывают и какую пользу от них получает общество. Обсудите варианты работы, подходящей для ребёнка в будущем.

11. Поиграйте в игру на поиск интересных и примечательных вещей в увиденном, гуляя на улице с семьёй. Например, задавайте вопросы: «Как думаешь, для чего устроены бордюры вдоль дорог?», «Почему у светофора такие цвета? Что они могут значить?». Это помогает развить наблюдательность и создать представление об окружающем, сформировать интерес к родному двору, району, умение постоянно находить что-то новое в привычном окружении.  Дома предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел.

12. Прививайте любовь к родной природе. Зимой выбирайтесь за город, катайтесь на санках и лыжах, в тёплые времена года – на велосипеде. Ходите в пешие походы в лес, любуйтесь красотой природы. Учите беречь лес, предостерегая от пожаров и разбрасывания мусора. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость.

13. Учите восхищаться красотой родного города. Расскажите подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений (магазинов, почты, школы, библиотеки, кинотеатра, кафе и ресторанов). Укажите на ценность труда работников таких заведений.

14. Занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы, на которой вы живете.

15. Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.

16. Знакомьте ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.

17. Приучайте ребёнка вести себя примерно в общественных местах и поддерживать порядок.

18. Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). К фольклору относятся народные песни и игры, сказки, загадки, поговорки, хороводы. Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.

19. Участвуйте всей семьей в торжествах по случаю национальных праздников, развивая тем самым чувство принадлежности к большой семье.

20. Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.

свернуть

«Мастер-класс для педагогов. Изготовление рождественских и колядных оберегов»

 

 Цель: познакомить педагогов с белорусскими обычаями, показать варианты изготовления оберегов своими руками.

Святки – удивительные дни между Рождественским сочельником и Крещением, наполненные волшебством и верой в чудо. В это время христианство и древнее язычество переплетаются самым причудливым образом и дают возможность любому человеку надеяться на помощь тех сил, в которые он верит. Издавна на Руси в святочные дни праздновали Рождество Христово, колядовали, гадали и… делали обереги. Да, да — считалось, что изготавливать эти мистические вещицы, призванные защищать людей от злых напастей, нужно именно в Святки. Тогда оберег получит особую силу и будет верно служить своему хозяину целый год.

Давайте попробуем сотворить своими руками маленькое чудо – смастерим какой-нибудь оберег для себя или своих близких. Верить в его магическую силу или нет – личное дело каждого, но, в любом случае, получится симпатичный и оригинальный сувенир и хороший подарок.

Кукла – не только игрушка 

Начнем с кукол. Их с давних времен искусно мастерили наши предки, искренне веря в могущество самодельных оберегов и их влияние на судьбы людей. Каждая кукла имела свое имя и предназначалась для самых разных жизненных ситуаций.

Существовали, однако, и общие правила. Так, делать обереги должны были только женщины и девушки; материалы для изготовления – исключительно натуральные: лен, шерсть, хлопок, солома. Лицо у всех кукол оставляли белым – это символизировало чистоту помыслов и препятствовало вселению в фигурку злых духов. Не разрешалось пользоваться ножницами (ткань рвали руками) и иглами (тело и одежду куклы связывали, а не сшивали). И, самое главное, работать надо было с хорошим настроением,  и от всей души желать добра тому человеку, для которого делали подарок-оберег.

Вот, например, кукла Кубышка – её мастерили в качестве хранительницы здоровья человека и поэтому набивали целебными травами. Болеющему ребенку или взрослому клали эту куклу в постель и желали скорейшего выздоровления. Если вы не верите в силу подобных манипуляций, то просто набейте куколку теми травами, запах которых вам особенно нравится – получится неплохой ароматизатор.

Также на здоровье делали куклу-мотанку из льняных нитей. Считалось, что лен заберет все хвори и исцелит больного человека.

Куклу-крупеничку набивали любой крупой – гречкой, овсом, пшеном или горохом. В зависимости от наполнения, её могли называть и Горошинкой, и Зерновушкой. Она обеспечивала хороший урожай и, соответственно, достаток в семье. Вообще её делали сразу после сбора урожая, но в Святки тоже можно, тем более, что с зерном сейчас нет проблем в любое время года.

Кукла Коляда делалась накануне славянского праздника Рождения солнца, который начинался после зимнего солнцестояния и завершался по окончании Святок. Коляда приносила в дом мир и спокойствие. Иногда эту куклу сжигали в последний день Святок. В её основе было березовое полешко, на которое одевалось платье (исключительно из новой ткани). К кукле привязывали два мешочка – с солью и с зерном (олицетворяющие благополучие семьи), за пояс затыкали веник, чтобы отгонять злых духов.

Кукла Коляда олицетворяет мир да гармонию в семье и рождение нового солнца. С народной мотанкой проходили все колядки рождественские. Представляла она собой женщину добротную, как я уже говорила, сделанную из новой ткани. Она олицетворяла собой новое солнце и являлась символом благополучия да достатка.

История возникновения куклы коляда

          Кукла изготавливается в честь бога Коляды олицетворяющего свет и победу над темными силами. На землю он пришел в день зимнего солнцестояния 21-22 декабря,  чтобы спасти людей от тьмы и подарить мудрые веды, которые учат жить по совести и несут свет просвещения.

          Считается именно на рождение Коляды волхвы пришли по свету Семаргла сошедшего на землю звездой по велению Сварога. Источником информации являются: Книга Коляды, Боянов Гимн да книга Велеса.

          Колядовать начинали спустя 36-4 дня после зимнего солнцестояния, когда убеждались в победе света над тьмой. Коляда является символом победы над Чернобогом. Ведь за 3 дня, день «на воробьиный скок» увеличивается. В 2019 году празднование коляды на 25 декабря приходится. Святки длятся до рождества (12 дней). Святочные гуляния – это славление богов свет несущих и радость победы солнца над тьмой.

          Изначально кукла Коляда носила обрядовый характер и делалась из соломы в человеческий рост. По окончании праздника обрядовая кукла сжигалась, таким образом люди избавлялись от всего негатива и получали силу новорожденного солнца через огонь.

          Позже куклу коляду стали делать в виде мотанки как символ благополучия и семейного лада и хранить в доме как символ нового года.

Значение Коляды

Обережная куколка изготавливается как символ:

  • добрых и теплых отношений между родными;
  • тепла и света исходящего от солнца;
  • силы света и очищающей от негатива и зла;
  • благополучия в семье и доме;
  • согласия да лада между супругами.

 

   Как сделать куклу Коляда своими руками

          Оберег делается 25 декабря. В процессе создания оберега, душа успокаивалась, настроение улучшалось. Куклы «Коляда» сделанная своими руками может стать  оберегом благополучия, счастливой семейной жизни и защитой от злого глаза.

Для удобства в работе все необходимое лучше приготовить заранее.

Нам потребуется:

  • деревянная палочка в диаметре 2-3 см;
  • лоскуты белого цвета: для головы, оборачивания деревянной основы, квадратные (2) для формирования груди, ладошек;
  • лоскуты цветные: для рук и рубаха оного цвета, для юбки хорошо использовать плотный ситец;
  • вату либо иной наполнитель;
  • нитки красного, оранжевого или желтого цвета;
  • квадрат из ткани для платка;
  • кусок кружева для фартука;
  • ленточка для пояса или поясок сплетенный из нити;
  • кусочек ленты на повойник;
  • красная (либо другого цвета)ткань для мешочков (2 квадрата);
  • лен или трава для формирования метелки;
  • щепотка соли и зерна.

Порядок выполнения работы:

  1. Обматываем поленце белой тканью и нитками намечаем голову, грудь и талию.
  1. Из кусочков белой ткани формируем грудь, положив вату в середину ткани, замотаем ниткой.

 

  1. Примотаем груди к основе нашей куклы.

 

  1. Выполним ладошки.

 

  1. Прикрепляем ниткой ладошки к рукавам. выворачиваем, расправляем.

 

  1. Закрепляем руки на туловище.

 

  1. На уровне шеи ниткой закрепляем рубашку.

 

  1. Опускаем рубашку вниз, расправляем.

 

  1. На уровне талии закрепляем ниткой юбку лицом внутрь.

 

  1. Опускаем и расправляем юбку.

 

  1. Закрепляем фартук на талии.

 

  • Оформляем кукле голову тесьмой и повязываем платок.

 

  1. Готовим два мешочка с солью и зерном. Веник можно сделать из ниток, лыка, соломы.
  • Кукла Коляда готова.

 

 

 

 

 

свернуть

Кансультацыя для выхавальнікаў: "Родная мова – гэта першая крыніца"

 

Кансультацыя для выхавальнікаў

Родная мова – гэта першая крыніца,
праз якую мы пазнаем жыцце
і акаляючы нас свет.
Я.Колас

Родная мова з’яўляецца значным сродкам засваення дзецьмі культуры свайго народа, фарміравання пачуцця нацыянальнай годнасці.
Н.С. Старжынская адзначае, што “навучанне роднай мове ў Беларусі ажыццяўляецца ў спецыфічнай сацыялінгвістычнай сітуацыі, якую можна характаразаваць, як руска – беларускае роднаснае двухмоўе”, дзе беларуская мова толькі пачынае займаць месца, якое ей належыць па праву.
На занятках па развіцці маўлення вырашаюцца наступныя задачы:
- выхаванне гукавой культуры маўлення
- узбагачэнне, удакладненне і актывізацыя слоўніка
- фарміраванне граматычнага ладу маўлення
- развіцце звязнага маўлення.


Работа над выхаваннем гукавой культуры маўлення мае некалькі напрамкаў:развіцце артыкуляцыйнага апарату, фарміраванне правільнага вымаўлення слоў у адпаведнасці з моўнымі нормамі, развіцце моўнага выдыху, адпрацоўка інтанацыйнай выразнасці маўлення, развіцце слыхавой увагі, фарміраванне фанематычнага і моўнага слыху. Выхаванцаў другой малодшай групы неабходна вучыць правільна вымаўляць усе галосныя гукі і большасць зычных. Адпрацоўка вымаўлення больш простых гукаў рыхтуе моўны апарат да авалодвання больш складанымі па артыкуляцыі гукамі. У дзяцей фарміруецца ўменне чуць асобныя гукі ў словах. Шмат увагі ўдзяляецца на развіцце моўнага дыхання, уменне рэгуляваць гучнасць вымаўлення.
У сярэдняй групе дзеці авалодваюць правільным вымаўленнем шыпячых, свісцячых, санорных гукаў, а таксама гукаў дж, ф. у старэйшай групе замацоўваюцца папярэдне набытыя навыкі правільнага вымаўлення ўсіх гукаў, працягваецца работа па развіццю моўнага дыхання, інтанацыйнай выразнасці маўлення, уменне рэгуляваць сілу голасу, хуткасць мовы. Адначасова ў старэйшай групе развіваецца фанематычны слых дзяцей.
Фарміраванне гукавымаўлення дашкольнікаў уключае тры этапы: падрыхтоўка артыкуляцыйнага апарату, удакладненне вымаўлення гука, замацаванне вымаўлення гука ў словах і фразах.


Слоўнік дашкольнікаў фарміруецца ў цеснай сувязі з работай па ўзбагачэнню іх ведаў і ўяўленняў аб прадметах і з’явах рэчаіснасці. Своечасова засвоены слоўнік, які абапіраецца на канкрэтныя ўяўленні, значна павышае ўзровень моўнага развіцця дзіцяці, удасканальвае культуру зносін.
Слоўнікавая работа накіроўваецца на пашырэнне актыўнага слоўніка дзяцей і дасягнення правільнага разумення слоў на аснове паглыблення ведаў і ўяўленняў аб навакольным свеце. Звяртаецца вялікая ўвага на вылучэнне істотных якасцей і ўласцівасцей прадметаў і з’яў, правільнае абазначэнне іх адпаведнымі словамі. Праводзіцца работа па фарміраванню абагульняючых паняццяў, іх удакладненню.
Узбагачэнню і ўдакладненню слоўніка дашкольнікаў спрыяюць розныя прыемы: паказ прадмета і ягоназванне, выкарыстанне выхавальнікам новага слова ў спалучэнні са знаемымі словамі, актыўныя дзеянні выхаванцаў па абследаванню прадметаў (успрыманне на слых, смак, навобмацак) і называнне іх якасцей і ўласцівасцей; параўнанне падобных прадметаў (кубак і шклянка, шуба і паліто); даручэнні (пакажы, прынясі, знайдзі), якія патрабуюць у адказ дзеянняў дзіцяці і інш. Прыемы. Актывізацыі слоўніка садзейнічаюць пытанні выхавальніка аб прадметах і з’явах, іх якасцях, дзеяннях; дагаворванне слоў пры слуханні знаемых вершаў, казак; даручэнні, якія патрабуюць ад дзяцяці славеснага адказу, дыдактычныя практыкаванні і інш.
З мэтай фарміравання ўмення карыстацца абагульняючымі словамі ў гульнявых сітуацыях, у штодзенным жыцці дзецям прапануюцца заданні на падбор прадметаў адной радавой катэгорыі, называнне іх.
Пры азнаямленні з антонімамі дзяцей вучаць параўноўваць прадметы, іх прыметы, якасці. Уменнем падбіраць сінонімы дашкольнікі авалодваюць у ходзе практыкаванняў, якія патрабуюць змяніць слова ў словазлучэннях або сказах, падбіраючы найбольш дакладнае, прыгожае. Асаблівая каштоўнасць актыўнага выкарыстання сінонімаў і антонімаў крыецца ў тым, што ў мове дзяцей адбываецца актывізацыя прыметнікаў і дзеясловаў.


Фарміраванне граматычных навыкаў дашкольнікаў накіравана на засваенне правілаў ужывання граматычных катэгорый. Выхавальнік практыкуе дзяцей у правільным дапасаванні слоў у родзе, ліку, склоне, разуменні і ўжыванні прыназоўнікаў у, над, на, пад, за, да, ад, з. Ужыванне прыназоўнікаў з’яўляецца паказчыкам засваення прасторавых адносін. Дашкольнікаў вучаць ужываць назвы знаемых прадметаў у правільнай форме: множным ліку, давальным склоне, месным склоне і інш. Ставіцца задача – навучыць дзяцей утвараць і актыўна выкарыстоўваць прыналежныя і параўнальныя прыметнікі, звяртаць увагу на правільнае ўжыванне форм загаднага ладу дзеясловаў, розных форм дзеясловаў есці, даць, хацець.
У сярэдняй групе нямала месца займае работа па ўтварэнню назваў дзіцянят жывел, назваў прадметаў посуду, парадкавых лічэбнікаў. Звяртаецца ўвага на розныя спосабы ўтварэння некаторых груп слоў.
У старэйшай групе працягваецца работа па навучанню дашкольнікаў словазмяненню і словаўтварэнню. Дзеці вучацца выкарыстоўваць розныя суфіксы для ўтварэння назваў жывел, прафесій, ужываць формы слоў са значэннем адзінкавасці (бульбіна, цыбуліна), складаць словы на падставе двух простых (доўгія вушы – даўгавухі).
Найбольш эфектыўным метадам фарміравання граматычных уменняў з’яўляюцца дыдактычная гульня з цацкамі, малюнкамі, прадметамі. Гэта гульні на ўжыванне назоўнікаў у родным склоне (Чаго не стала?, Чаго больш?), назоўнікаў з прыназоўнікамі (Дзе Каця?), на ўжыванне дзеясловаў у прошлым і будучым часе (Учора і заўтра), на ўжванне прыналежных прыметнікаў (Чыя рэч?)
У дзяцей узбагачаецца і ўдакладняецца сінтаксічны бок маўлення. Асновай паўнацэннага развіцця сінтаксісу маўлення з’яўляецца ўменне назіраць, вылучаць у прадметах і з’явах галоўнае, істотнае, выяўляць разнастайныя адносіны паміж імі – прычынна – следчыя, часавыя.
Карысным з’яўляецца прыем дагаворвання дзецьмі сказаў са знаемых казак, вершаў


Методыка навучання звязнаму маўленню павінна асноўвацца на прынцыпе маўленчага дзеяння. Трэба памятаць, што не ўсякае вымаўленне гукаў, слоў, сказаў, нават цэлых тэкстаў або разыгрыванне гатовых дыялогаў з’яўляецца маўленнем. Фразы, якія вымаўляе дзіця на беларускай мове, будуць вынікам маўленчага дзеяння толькі пры наступных умовах: належнасці ўнутранага матыву дзейнасці (чаму яму трэба гэта сказаць), мэты (дзеля чаго трэба гэта сказаць, што атрымаецца ў выніку), думкі (які змест трэба перадаць словамі). Дзіця павінна самастойна адабраць словы, якія найбольш дакладна перадаюць яго думку, змяніць іх у адпаведнасці з правіламі беларускай граматыкі, пабудаваць сказ. Такім чынам, навучальны працэс трэба будаваць так, каб дзеянні дзяцей у кожны момант навучання былі сапраўды маўленчымі.
У сістэме працы па развіццю мовы дзяцей важную ролю іграе нагляднсць. Серыя карцін дае магчымасць у нагляднай форме прадэманстраваць агульную структуру, пабудову апавядання, сфарміраваць элементарныя веды, уяўленні аб сюжэце, яго развіцці, аб кампазіцыі апавядання. Серыя карцін выступае ў якасці своеасаблівай схемы, мадэлі структуры апавядальнага тэксту, што спрыяе развіццю ў дзяцей большай усвядомленнасці пры пабудове свайго расказу.
Сутнасць асноўнага прыему, які спрыяе правільнай пабудове апавядання, у наступным: кожнае дзіця раскладвае набор карцін, расказвае, дае загаловак тэксту. Гэта дапамагае дзецям адчуваць логіку расказу, разумець структуру звязнай мовы, развівае ўяўленне і творчую дзейнасць.
У сярэдняй групе ідзе работа над развіццем дыялагічнай мовы, дзеці вучацца расказваць пра цацку (прадмет), пераказваюць кароткія літаратурныя творы.
У старэйшай групе вучаць дзяцей складаць апавяданні з асабістага вопыту, прыдумваць апавяданне або казку па ўзору, які дае выхавальнік, практыкуецца складанне апавяданняў па набору казак. Пры разгляданні малюнка дзеці расказваюць не толькі пра тое, што бачаць, але і прыдумваюць падзеі, якія папярэднічаюць адлюстраваным або адбыліся пасля іх.
Фарміраванне навыкаў апавядальнага маўлення адбываецца ў гульнях тыпу “Хто ведае, хай далей працягвае”. У іх выхавальнік прапануе дзецям логіка- сінтаксічныя схемы апавяданняў у выглядзе пачатку сказаў. Дзеці даюць розныя варыянты працягу кожнага з іх. З мэтай развіцця маналагічнага маўлення шырока выкарыстоўваюцца дыдактычныя гульні з прадметамі “Магазін”, “Апішы прадмет”, з малюнкамі “Пошта”, “Апішы малюнак”, слоўныя дыдактычныя гульні “Поры года”, “Дзе мы былі” і інш.


Нельга вывучыць родную мову пад прымусам, яна павінна ўвайсці ў сэрца і думкі дзяцей непрыкметна, легка. А для гэтага выхавальніку неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця завучваць, а падштурхнулі да свядомага жадання запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі.

 

свернуть

Праздник, посвящённый Дню Народного Единства Республики Беларусь «Я другой такой страны не знаю»

20.10.2022

Программные задачи: расширять представление о Республике Беларусь, символах белорусского государства; развивать мышление, внимание, воображение; воспитывать уважение к государственным символам, доброжелательность.

Материал и оборудование: «Карта Беларуси», изображения (природный пейзаж, городской пейзаж, сельский пейзаж, государственный флаг Республики Беларусь, государственный герб Республики Беларусь, цветок василька и клевера, лён, рушник, белорусский национальный костюм). Костюмы и атрибуты для танцев, запись электронного обращения исследователя из Англии Чарли Блэка, видеоролик «Традиции Беларуси», мультимедийная установка, музыкальный центр.

Предварительная работа: беседы о родном крае, разучивание стихов, песен, танцев.

Дети входят в зал, читают стихи исполняют песню.

1 ребёнок:

Усіх на свята запрашаем

І сардэчна вас вітаем:

І дарослых, і дзяцей,

І шаноўных усіх гасцей.

2 ребёнок:

Шанаванне добрым людзям!

Хай вам радасці прыбудзе!

Хлопцы, дзеўкі, сестры, браты,

Запрашаем усіх на свята.

 

Песня «У нас сёння свята»

 

Дети садятся на стулья.

Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем всех, кто находится сегодня в этом зале. Дорогие ребята, вы, наверное, заметили, что у нас гости. Сегодня у нас присутствуют люди очень нужной и важной профессии – прокуроры. И мы попросим сейчас наших гостей рассказать, чем они занимаются.

Слово прокурору.

Ведущий: Сегодня мы собрались поговорить о нашей прекрасной Беларуси.

На экране видеозвонок:

«Здравствуйте, мои маленькие друзья. Я – исследователь из Англии Чарли Блэк. Я исследую разные страны. Я увидел вашу страну на карте. Она мне очень понравилась, и мне стало интересно узнать о ней: о достопримечательностях вашей страны и главного города, о белорусских праздниках и традициях, о животном и растительном мире».

 

Ведущий: Ну что, ребята, поможем исследователю из Англии? Расскажем о нашей любимой стране – Беларуси? (Да) Тогда, я предлагаю отправиться в путешествие по нашей стране. А чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на три команды: «Смельчаки» (гр. №9), «Всезнайки» (гр. №12), «Непоседы» (гр. №13). А путешествовать мы будем на скором поезде.

В поезд можете садиться, этот поезд быстро мчится

От границы до границы,

По полям и до озёр, на зелёный светофор.

Дети под музыку двигаются по кругу паровозиком, садятся на стулья.

Ведущий: Первая наша станция «Что мы Родиной зовём». Родина – это дом, в котором мы живём. Это то место, где человек родился и рос. Родина – это и Отечество, страна и место рождения. Как называется наша Родина? (Республика Беларусь). Кто является Президентом РБ? (Александр Григорьевич Лукашенко) Если наша родина Беларусь, то кто мы? (белорусы). Какие государственные символы есть в нашей стране? (Флаг, герб, гимн) Прошу всех встать. Звучит гимн Республики Беларусь.

 

Гимн Республики Беларусь

 

Ведущий:

Гимн мы уже прослушали, а теперь рассмотрим флаг, герб.

На экране заставка белорусского флага.

Ведущий:

Красный цвет – цвет жизни и надежды.

Зелёный – полей и лугов, лесов.

Белый орнамент – единство белорусского народа.

На экране заставка белорусского герба.

Ведущий: Герб Беларуси состоит из красной и зелёной ленты, которую обвивают колосья пшеницы, цветов клевера и льна. В центре – лучи солнца, поверх которых находится контур Беларуси, парящий над зелёным шаром.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что изображено на гербе Республики Беларусь.

 

Интерактивная игра «Каких предметов нет на гербе Беларуси»

 

Ведущий: А сейчас команда «Непоседы» исполнят песню про нашу Родину.

1 ребёнок:

Мяжуе з Польшчай, Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой.

Твой родны край, твая Айчына,

Тваё жыццё і гонар твой.

2 ребёнок:

І ты яе запомні імя,

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, твая Радзіма

Названа светла – Беларусь!

 

Песня «Беларусь – мая Радзіма»

 

Ведущий: Мы по праву можем гордиться нашей Родиной, её природой и красотой. А мы продолжаем наше путешествие.

В поезд можете садиться, этот поезд быстро мчится

От границы, до границы,

По полям и до озёр, на зелёный светофор.

Дети под музыку двигаются по кругу паровозиком, садятся на стулья

Ведущий: Вторая станция «Традиции и культура белорусского народа». Традиции и обычаи нашего народа сохранили такие праздники, как Рождество, Коляды, Купалье, Масленица, Пасха, Дожинки и другие.

 

Видеоролик «Традиции Беларуси»

 

Ведущий: Белорусский народ очень гостеприимный, мирный, дружелюбный и весёлый. И я предлагаю посмотреть, как команда «Смельчаки» станцуют белорусский народный танец «Дудалка-стукалка».

 

Танец «Дудалка-стукалка»

 

Ведущий: У нас снова видеозвонок от Чарли Блэка.

Видеозвонок: «Спасибо, что показали мне, какие традиции есть у белорусского народа, какие дружные и весёлые люди живут в Беларуси. С нетерпением жду продолжения вашего путешествия».

 

Ведущий:

В поезд можете садиться, этот поезд быстро мчится

От границы до границы,

По полям и до озёр, на зелёный светофор.

Дети под музыку двигаются по кругу паровозиком, садятся на стулья.

Ведущий: Мы прибыли на станцию «Красоты нашей Беларуси». И команда «Смельчаки» исполнят песню «Я люблю свой родны край».

1 ребёнок:

Куды ні глянь – лясы шумяць,

Цвіце за полем гай,

А поле – вокам не абняць.

І гэта ўсё мой край.

2 ребёнок:

Пшаніца, жыта на палях,

Усюды ураджай,

Стагі, як горы, на лугах.

І гэта ўсё – мой край.

3 ребёнок:

Жыве, працуе мой народ

Цш ў снежань, ці ў май,

І харашэе з году ў год

Мой родны, вольны край.

4 ребёнок:

Куды ні глянь – лясы шумяць,

За полем рэчка, гай.

У сэрцы песні не стрымаць

Пра мой любімы край.

 

Песня «Я люблю свой родны край» (видеофон)

 

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.

Как зовут меня, скажи:

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… (василёк)

Ведущий: Правильно, василёк. С этим цветком сравнивают наших людей, потому что василёк – это символ духовности, верности, чистоты. Такими и являются люди – белорусы. А команда «Всезнайки» исполнит танец «Васильки».

 

Танец «Васількі»

 

Ведущий: А сейчас я загадаю загадки о лесных животных Беларуси.

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой (медведь).

  1. Прыгун – трусишка, хвост – коротышка, глазки с косинкой (заяц).
  2. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много, а ниток – ни одной (ёж).

Ведущий: Молодцы, ребята. Всех животных отгадали. Ну что ж, а теперь встречайте их.

В зал входят Заяц, Ёж, Медведь. Они приветствуют детей, рассказывают им, что не успели собрать припасы на зиму.

Ведущий: Не переживайте, наши ребята вам помогут.

 

Музыкальная игра «Собери припасы на зиму»

 

Звери благодарят детей и уходят.

Ведущий: Ребята, у нас видеозвонок.

Видеозвонок: «Большое спасибо, мои маленькие друзья, за такой интересны  й рассказ о вашей стране. Мне очень понравилась Беларусь! Я обязательно приеду к вам в гости. До встречи».

 

Ведущий: Наше путешествие подходит к завершению.

В поезд можете садиться, этот поезд быстро мчится

От границы до границы,

По полям и до озёр, на зелёный светофор.

Дети под музыку двигаются по кругу паровозиком, садятся на стулья

Ведущий: Вот мы и вернулись домой. Мы, жители Республики Беларусь, являемся её гражданами и патриотами. И для того, чтобы наша Родина развивалась, хорошела и процветала, мы должны: ценить и беречь свою Родину, другой такой страны не знаем, должны дорожить, беречь красоту своего края, помогать друг другу. А команда «Непоседы» исполнит танец «Сердце Беларуси».

1 ребёнок:

Я люблю тебя, Беларусь –

Свою маленькую страну.

И по праву ею горжусь,

Здесь я выросла и живу.

2 ребёнок:

Я люблю эту синь озёр

И богатство родных полей,

Чистоту городов и сёл,

И леса, их нету щедрей.

3 ребёнок:

Пусть цветёт моя Беларусь

На радость и счастье людей!

Я в дочерней любви признаюсь

Беларуси любимой моей!

 

Танец «Сердце Беларуси»

 

Ведущий: На этом наш праздник подошёл к концу. До свидания.

Все уходят.

свернуть

Маршрут выходного дня

В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни?

Существует много различных способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком!

Предлагаем вам вместе с детьми посетить военно-патриотические и исторические маршруты выходного дня, педагогические работники нашего города разработали для Вас "Маршруты выходного дня" .

Маршруты выходного дня

Маршруты выходного дня по г.Новополоцку

Маршруты выходного дня по г.Полоцку

свернуть

Государственная символика Республики Беларусь

Как суверенное государство Республика Беларусь имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

Начиная с 1917 года в Беларуси неоднократно менялись Государственный флаг и Государственный герб. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, все варианты государственной символики имели схожую основу, что позволяет говорить об их исторической преемственности.

Государственный флаг

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 ширины флага и нижней - зеленого цвета в 1/3.

Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. 

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь". 

Государственный гимн Республики Беларусь


Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях, перечень которых закрепляется в законодательстве. 

Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь! 

Государственный гимн исполняется в начале и в ряде случаев в окончании важных государственных и общественных событий, в том числе при вступлении Президента Республики Беларусь в должность - после принесения им Присяги.

Граждане могут исполнять (прослушивать) Государственный гимн во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к нему.

В качестве знака выражения уважения к Государственному гимну при его официальном исполнении присутствующие слушают его стоя (мужчины - без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, - в соответствии с законодательством). https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika/gimn

 

Узнать больше https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/simvolika

 
свернуть
Песни патриотической тематики